Стратегия реформирования ценообразования ФАУ ФЦЦС 2016-2020: "или ишак сдохнет или султан помрёт"

Системообразующий документ реформы сметного нормирования и ценообразования в строительстве, разработанный ФАУ "ФЦЦС" пролил свет на то, что должно получиться в результате реформы, кому это нужно и как это будет достигнуто. Оказывается (см стр. 9) результат реформирования - это "Цивилизованное, корректное, научно обоснованное, инновационное ценообразование". То есть результат реформы ценообразования в принципе нельзя измерить и сказать достигнут он или нет. Видимо авторы полагают, что система ценообразования России, ставшая развитием советской научной школы экономики строительства "дикая, ошибочная и дилетантская".
Авторы-докладчики Стратегии - заместители руководителя федерального центра ценообразования в строительстве Екатерина Голоулина и Юрий Данилов, а также пиар-менеджер ФЦЦС Татьяна Кропотова дали нам понять, что новая сметно-нормативная база, актуальные методические рекомендации и новые сборники сметных норм и расценок появятся в 2020 году (см стр. 23).
Информационная стратегия ФЦЦС призвана реагировать на "вызовы среды" методами "реструктуризации репутации ценообразования" и "разработкой и трансляцией обоснованных трактовок" (см стр. 26). Терминология Госдепа, не иначе. Информационную стратегию назвали любимым Хилари Клинтон словом "Перезагрузка" (см стр. 24). Вызовы среды, кстати, генерируем мы с вами. Поэтому нас разбили на целевые аудитории и оказалось, что именно специалисты (инженеры-сметчики) "нуждаются в реформе" (см стр. 28). А всем остальным никакая реформа вроде и не нужна.
По мнению Е.Голоулиной (см стр. 5) "к 01.01.2017 будет запущен процесс модернизации и точка невозврата будет пройдена". Есть подозрение, что слова модернизация и точка невозврата для большинства населения страны не являются каким-то достижением, а скорее наоборот.
Минстрой России и министр Михаил Мень занимаются модернизацией ценообразования с 2014 года. До финала Стратегии осталось всего каких-то 5 лет.

В тексте использованы цитаты Ходжи Насреддина.

"Барин приехал!" Кадровые перестановки ценообразования в строительстве не снижают динамику

Сегодня, 2 февраля 2016 года, состоялось поистине эпохальное событие: Федеральный центр ценообразования в строительстве (ФЦЦС) впервые за всю более чем 10-ти летнюю историю, лично посетил заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ. Им оказался новый куратор реформы системы ценообразования "400 дней" Хамит Мавлияров. До этого (как говорят старожилы ФЦЦС) чиновники Минстроя уровня руководителя Департамента и выше никогда не оказывали такого внимания. Может быть, если кураторы Министерства посвятили хоть немного времени вверенному им Центру ценообразования, не случилось бы всего того, что случилось с ценообразованием. Хамит Давлетярович Мавлияров - первый профессиональный строитель среди всей когорты реформаторов.
Прежних министерских кураторов (руководителя Департамента Минстроя Владимира Мешкова и замминистра Елену Сиэрру) от курирования сметного нормирования в строительстве отстранили.
С момента образования на остатках Госстроя Министерства строительства РФ ценообразование в строительстве и Федеральный центр ценообразования оказались самым кадрово нестабильным сегментом деятельности Минстроя. Под руководством Министра строительства Михаила Меняключевые фигуры в ценообразовании менялись 11 раз в течении примерно 2-х лет.
Вот кто уже успел "порулить" ценообразование м в строительстве за этот период:
Замминистра Елена Сиэрра, руководитель Департамента Елена Жукова, замминистра Юрий Рельян, директор ФЦЦС Евгений Ермолаев, руководитель Департамента А.Белюченко, директор ФЦЦС М.Чабдаров, снова замминистра Елена Сиэрра, руководитель Департамента Владимир Мешков, директор ФЦЦС Сергей Фокин, замминистра Хамит Мавлияров, руководитель Департамента О.Гармаш. Итого стабильная руководящая команда в строительном ценообразовании Минстроя существовала чуть более 2-х месяцев. Неудивительно, что министерская реформа системы ценообразования напоминает письмо из Простоквашино, а при такой кадровой динамике за период реформы в сегменте ценообразования может сменится еще 5-6 руководителей.
Хочется надеяться, что профессиональный строитель Х.Мавлияров соберет команду профессионалов и сможет провести реформу системы ценообразования в строительстве, понимая, что "письмо из Простоквашино" нужно начинать писать заново.

Реформа ценообразования в 2016 году: ФАУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве" запланировал собрать со сметчиков 90 млн рублей, а большинство сотрудников ФЦЦС сможет ездить на персональном служебном транспорте

Наблюдательный совет Федерального центра ценообразования в строительстве утвердил план финансово-хозяйственной деятельности ФЦЦС на 2016 год, разработанный заместителем Центра Е.Голоулиной.
В Плане есть все что необходимо для реализации реформы системы ценообразования: почти миллиард субсидий государства, средства на зарплату и премии огромного числа сотрудников и много другое.
Реформирование системы ценообразование будет проходить теперь намного быстрее, поскольку в расходной части Плана заложено 25 000 000 рублей на «транспортные услуги». В пояснительной презентации автора сего документа Е.Голоулиной (она же председатель закупочной комиссии) значится «Транспортные услуги – запланированы исходя из средней стоимости аренды легкового автомобиля с водителем согласно коммерческим предложениям на рынке транспортных услуг». Итого 25 миллионов на аренду легкового автотранспорта.
Согласно конкурса ФЦЦС, размещенного на сайте госзакупок, максимальная начальная цена на аренду автомобиля в режиме «все включено» составляет 450 тыс. руб в год. То есть на 25 млн рублей даже по «расценкам ФЦЦС» личный транспорт с водителем и техобслуживанием получит 55 сотрудников ФЦЦС, то есть почти весь персонал Центра (или по крайней мере подавляющая его часть).
Но есть вероятность, что персональный служебный транспорт для сотрудников не будут оплачивать непосредственно из госбюджета, ведь в доходной части Плана запланированы 90 млн рублей за реализацию «массивов информации для сметных программ» = сметчики заплатят за какую-нибудь «новую» сметную базу. Может быть и не жалко, если действительно база сметных расценок кардинально обновится. А если (как это уже было не раз) снова продадут тоже самое под новой обложкой?
В сухом остатке: «сметчики и строители, возможно, заплатят из своего кармана за персональный транспорт для большинства сотрудников ФЦЦС».
Напоследок в плане предусмотрены «расходы, выполняемые спец. организациями» на 1.2 млрд. руб., при этом увеличение стоимости активов составит 20 млн., а остаток неиспользованных средств на конец 2016 года – 14 млн. рублей. Верно ли, что 1.166 млрд, которые будут потрачены из госбюджета, ФЦЦС не планирует ставить на баланс как особо ценные дорогие активы, а планирует просто растворить у подрядчиков?


Ч
ленами наблюдательного совета Федерального центра ценообразования в строительстве, в чью компетенцию входит одобрение Плана ФХД, являются:
замминистра Елена Сиэрра (председатель), руководитель департамента Минстроя Владимир Мешков, Андрей Вершинин, Екатерина Лукашевич, Эльвира Махиева, Евгений Адашев, Светлана Табакова, Лариса Подгорная ("Мосстройцены" ОАО) , Юрий Чернявский.

ФЦЦС отблагодарил себя за "высокие результаты" 2015 года

Руководитель федерального центра ценообразования в строительстве (ФЦЦС) Фокин С.Г. сдержал свое обещание стать "богаче и жирнее", которое он дал на новогоднем корпоративе.
По имеющейся информации доселе невиданные премии в ФЦЦС раздаются направо и налево, в том числе сотрудникам, которые были взяты на работу совсем недавно. Например заместители Е.Голоулина и Ю.Данилов, отработавшие всего около 2-х месяцев оказались достойны такой же премии 200% как и сотрудники, отработавшие весь год. Если верить приказу Г.Фокина №150 от 29 декабря 2015 года сотрудники премированы за "интенсивность, высокие результаты работы и повышение эффективности работы Учреждения в 2015 году". О каких высоких результатах идет речь?
Достижения Е.Голоулиной вызывают сомнения: выпуск концепции реформирования системы ценообразования в строительстве "400 дней" раскритиковали профессионалы, возглавляемая ею закупочная комиссия провела спорные (если не сказать больше) конкурсы.
Деятельность по повышению эффективности работы Учреждения, проведенная Ю.Даниловым, особенно остро почувствовали на себе региональные центры и филиалы ФЦЦС, часть из которых разогнали, а остальным не выплачивают заработанных ими средств.
Файлы:

Парадоксы госконтрактов ФЦЦС и почему реформа ценообразования в строительстве может оказаться «фэйком»

Анализ запланированных на 2016 год работ по реформированию системы ценообразования в строительстве, которые были расторгованы Федеральным центром ценообразования (ФЦЦС) в конце 2015 года, а также лозунгов, изложенных в «Концепции 400 Дней» показал, что состав и порядок действий протеворечивы, технология разработки сметно-нормативных документов нарушена, а вероятность достижения запланированного результата минимальна (график реализации реформы).
Ключевым элементом «внедрения Концепции 400 Дней» (слайд №6 Концепции) является государственная информационная система (ГИС), Техническое задание по которой согласно условиям Госконтракта должно учитывать все нормативно-методические документы, связанные с разработкой, применением и информационным оборотом сметных нормативов и результатов мониторинга стоимости строительных материалов. Однако срок окончания разработки технического задания на ГИС завершается на полтора месяца раньше, чем появление всех методических документов, которые должны быть учтены в ГИС.
Аналогичная проблема возникает с госконтрактом на выпуск дополнений и изменений в наиболее часто применимые ГЭСН и ФЕР. Срок разработки сметных нормативов окончится на 2 месяца ранее появления Методик, в которых излагается порядок разработки этих нормативов.
Эксперты говорят: «С чем не нужно торопиться, так это с методиками». «Методические ошибки самые дорогие и их очень трудно исправлять». Невозможно себе представить, чтобы на согласование Методик по мониторингу и разработке НЦС отводилось всего лишь 15 дней! А на «МДС-35» – 30 дней! За этот срок ни общественного обсуждения методик, ни экспертной оценки, ни проведения качественной доработки проекта осуществить невозможно. Притом что одновременно появится сразу более 10-ка методических документов.
С точки зрения объема финансирования самая критичная ситуация с разработкой наиболее востребованных укрупненных нормативов цены строительства (НЦС), общим объемом финансирования более 433 млн рублей. Все дело в том, что НЦС разрабатываются в текущем уровне цен на основании мониторинга фактических цен на строительные материалы, оборудование, строительную технику и заработную плату. Однако работы по мониторингу огромной номенклатуры стройматериалов для НЦС вообще не предусмотрены на 2016 год. Методика для проведения мониторинга и Методика разработки НЦС по срокам также появится уже к финалу разработки НЦС. Без Методики и качественного мониторинга разработать достоверные НЦС невозможно.
Даже если закрыть глаза на все вышесказанное, то как быть с Классификаторм строительных ресурсов, разработка которого должна завершиться уже после того, как будут разработаны все методики, все сметные нормативы НЦС, все ГЭСН и ФЕР? 8 из 12 методик, ТЗ на ГИС и все сметные нормативы не будут соответствовать новому Классификатору.
Хорошо известно, что неисполнение госконтракта грозит последствиями как исполнителю так и заказчику, поэтому стороны, как правило, делают все возможное и невозможное для подписания актов и «освоения» средств. Можно высказать предположение, что все госконракты будут исполнены в срок, а «фэйк» выполненных работ по реформе ценообразования обнаружится гораздо позднее, когда возвратить бюджетные средства будет уже невозможно.

"Фэйк". Английское слово Fake переводится «поддельный, фальшивый, ложный, несостоятельный».

Минстрой отрапортовал "о снятии с контроля Счетной Палаты", а аудиторы Счетной Палаты по-прежнему не довольны

Аккурат на Старый-Новый год Минстрой РФ отчитался, что Предписание Счетной палаты подведомственным организациям Минстроя России исполнено. Речь идет прежде всего о Федеральном центре ценообразования в строительстве (ФЦЦС) и о письме Счетной палаты от 30 декабря 2015 года, в котором аудитор Ю.Росляк сообщает, что предписание, выданное ФЦЦС в июле, наконец-то "снято с контроля".
31 декабря 2015 года тот же аудитор (и тот же исполнитель от Счетной Палаты Пономарева) прислал письмо в Минстрой в котором раскритиковал попытки Минстроя РФ наладить ценообразование. В письме Ю.Росляк сообщил, что проект изменений в Градкодекс (ключевой и основополагающий нормативный акт реформы системы ценообразования 400 Дней) "не решает проблемы ценообразования (определения стоимости строительства), в связи с чем не в полной мере отражает поручение Президента РФ". Аудитор сетует, что Минстрой РФ снова запланировал разработку и применение индивидуальных индексов, которые как известно приводят к завышению стоимости строительства, а планы по реализации реформы системы ценообразования не содержат такого важного элемента цены строительства как накладные расходы и сметная прибыль.

Справка: Предписание Счетной Палаты для ФЦЦС содержит 5 формальных пунктов, связанных с размещением информации о деятельности Федерального центра ценообразования в сети Интернет, проведении аудита хозяйственных договоров, утверждении инструкции по делопроизводству и положения о закупках - то есть предписание ФЦЦС не содержит ничего, что связано непосредственно с реформой ценообразования в строительстве. По информации непосредственно из ФЦЦС все эти пункты были "сняты" еще летом-осенью 2015 года.

Сайт Минстроя: "Директор Департамента Минстроя РФ Владимир Мешков поблагодарил Счетную Палату за выявленные нарушения, потому что работа над замечаниями позволила еще детальнее проанализировать новую концепцию ценообразования в строительстве". Неплохо бы выяснить, как инструкция по делопроизводству и положение о закупках (в момент, когда ФЦЦС уже расторговал бюджетные деньги), помогла с концепцией ценообразования. С публикацией информации об учреждении (ФЦЦС) в сети Интернет вообще много непонятного: сайт faufccs.ru практически не работает, в качестве руководителя ФАУ "ФЦЦС" на сайте значился Е.Ермолаев, хотя информация о его возвращении в качестве руководителя ФЦЦС не подтверждается.

ФЦЦС потратил госбюджет на новогодний корпоратив под видом семинара с представителями Минстроя

На фоне истории с новогодним корпоративом Роснано, ФЦЦС за бюджетные деньги собирает новогодний банкет для себя, чиновников Минстроя и руководителей подведомственных министерству ФАУ - "Главгосэкспертиза" и ФАУ "ФЦС". Корпоратив ФЦЦС проходит в дорогом (судя по позолоченным интерьерам, лепнине, картинам и тп), московском ресторане Киноплов, который расположен в одном здании с ФАУ по адресу Орликов пер, дом 3 стр1.
Банкет оказался оплаченным за государственный бюджет на счет ООО "Домино-Траст" и был оформлен как семинар Министерства строительства и ЖКХ РФ"Ценообразование и сметное нормирование в строительстве".
"Семинар" открыл руководитель ФАУ "ФЦЦС" Сергей Фокин, который согласно программе семинара рассказал об "актуальных вопросах систематизации нормативно-методического регулирования в строительстве" и поздравил с Новым Годом. Затем слово взяла заместитель руководителя ФЦЦС, автор концепции "400 дней" Екатерина Голоулина. Трактовка концепции реформирования Российской системы ценообразования у г-жи Голоулиной оказалась неоднозначной.
Среди "выступающих" также были заявлены руководитель Департамента Минстроя России Владимир Мешков и оба его заместителя Юрий Гордеев и Александр Федоров по темам индексации в строительстве, новых ресурсно-технологических моделях, мониторинге стоимости строительных ресурсов, переработки нормативно-методических документов для определения сметной стоимости строительства и внедрении системы стоимостного инжиниринга. Согласно программе "семинара" доклады также подготовили руководитель ФАУ "Главгосэкспертиза" Игорь Манылов (проводит экспертизу проектов строительства) и руководитель ФАУ "ФЦС" Дмитрий Михеев (разрабатывает нормативные документы в строительстве).
Согласно договора №1-П от 18.12.2015 банкет семинар был рассчитан на 80 человек, а исполнитель должен был оказать услуги в учебном зале ресторане и в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности об общественном питании.

Министр Мень отчитался о выполнении планов по разработке технических нормативов, но ничего не сказал про провал в строительном ценообразовании

Согласно сообщению Минстроя "План 2015 года по разработке строительных стандартов в рамках программы национальной стандартизации выполнен полностью": за госбюджет разработан 231 стандарт по строительству. Работу провел ФАУ "Федеральный центр нормирования стандартизации и технической оценки в строительстве" (ФАУ "ФЦС"). Министерство ничего не сообщило о том, что за 2015 год в области сметного нормирования и ценообразования в строительстве Минстроем и подведомственным ФАУ "ФЦЦС" не разработано ни одного норматива. Таким образом за 2015 года составление смет в строительстве и виды ценообразования не изменились.
Историческая справка о техническом и сметном нормировании:
Ровно год назад, 22 декабря 2014 года Кабмин выпустил "Дорожную карту" совершенствования ценообразования в строительстве и технического регулирования, где Минстрою и его подведомственным ФАУ "ФЦЦС" и "ФЦС" были отведены конкретные задачи по сметным нормативам в строительстве и обновлении федерального реестра сметных нормативов. В течение года федеральный бюджет профинансировал оба направления примерно на 800 млн каждое.
Файлы:

Реформа ценообразования 400 дней: профессионалы привлечены менее чем на половину работ госзадания ФЦЦС

Подведены итоги открытых конкурсов и объявлены победители - будущие исполнители реформы ценообразования "400 дней". Среди исполнителе оказалось и несколько широко известных организаций, много лет и профессионально работающие в непростой сфере ценообразования в строительстве.
Профессионалы ценообразования с многолетним стажем в этой сфере:
1. АО «Институт Экономики и развития транспорта» разработает НЦС (укрупненные нормативы цены строительства) по объектам авто и ЖД дорогам, мостам на сумму 135 млн руб.
2. ОАО «Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве» безусловно разработает новые методики для ценообразования на сумму 72 млн руб. поскольку имеет существенный опыт в области расчета сметной стоимости строительных работ
3. ООО "РИК" (более известен своей сметной программой) постарается разработать Классификатор строительных ресурсов.
"Случайные" победители-исполнители, не замеченные доселе в ценообразовании и сметном деле:
4. ФГБУ «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», выигравший 2 лота постарается провести самую гигантскую работу по инвентаризации, актуализации и дополнению ГЭСН и ФЕР с учетом всех новых строительных технологий, материалов и механизмов на сумму в общей сложности 65,4 мнл руб.
5. ООО «Московская негосударственная экспертиза строительных проектов» выиграла сразу 3 лота на разработку НЦС для административных зданий, жилья и социальных объектов на сумму 230,2 млн руб.
6. ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени «Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова» будет трудиться над НЦС по инженерным сетям на сумму 67,4 млн руб.
7. ООО "КСК ТЕХНОЛОГИИ" разработает концепцию для государственной информационной системы ценообразования на сумму 10 млн руб.
ИТОГО: Профессионалы 252,9 млн (40%), Любители 373 млн (60%).

Можно предположить, что данные итоги вполне закономерны поскольку критерии отбора исполнителей на конкурсе минимально учитывали опыт, знания, цену и квалификацию, но максимально учитывали так называемое "техническое предложение участника", которое оценивается всегда субъективно членами закупочной комиссии. Среди членов закупочной комиссии прямое отношение к ценообразованию (да и вообще к строительству) и способности к адекватной оценки "технического предложения" имел только один из пяти человек - Ямборисов А.М.

Координатор реформы ценообразования ФЦЦС завершил конкурсы. Разработка Классификатора строительных материалов стала самой обсуждаемой темой.

Сегодня 10 декабря 2015 года согласно условиям проведения открытых конкурсов по государственному заданию ФАУ "ФЦЦС" в 13-00 состоялось вскрытие конвертов с предложениями участников. По признанию самого ФЦЦС конкурсная документация содержала довольно много технических ошибок, нестыковок и опечаток. Все имеющиеся на портале госзакупок разъяснения к конкурсной документации мы публикуем в 19:23 10 декабря 2015 года и желаем удачи всем потенциальным исполнителям реформы ценообразования в строительстве "400 дней".
Больше всего вопросов было связано с разработкой Классификатора строительных ресурсов (то есть промышленных товаров различных типов, применяемых в строительстве). Это не удивительно, поскольку здравомыслящему человеку понятно, что такая классификация уже имеется в общероссийском Классификаторе ОКДП2, который начнет действовать в обязательном режиме через 22 дня (с 1 января 2016 года). Самое интересное, что и ФЦЦС об этом тоже догадывается, вот официальное разъяснение к конкурсной документации: "... и кодируется в соответствии с методологическими принципами общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 200). Для кодирования ресурсов принимается фасетно-иерархическая система кодирования". Вместе с тем в ТЗ мы видим следующие ненужные виды работ (лот 31502975722) - "Проведение анализа отечественных и зарубежных классификаторов, систем классификации и способов шифрования ресурсов, применяемых в строительстве" и "Обоснование выбора системы классификации и разработка научно-методологических оснований построения КСР" и т.д. на сумму более 10 млн. руб.
Файлы: