Разбор новейших сметных нормативов «Реформы 400 дней». Часть #4. Про изподпереподвыкодирование ФСНБ-400


В настоящее время не существует никаких утвержденных Классификаторов и кодировок для строительных материалов, изделий и конструкций, строительных машин и автотранспортных средств. Все что нам известно о новой кодировке – это то, что на нее было выделено 45 млн рублей, что это абсолютно ненужная работа так как есть абсолютно нормальный классификатор ОКДП2 и что есть проект приказа Минстроя от 19.05.2016 «Об утверждении формы классификатора строительных ресурсов», в котором сказано, что код ресурса имеет 17-ти значное число для материалов и 15-ти значное для машин.
Отсутствие утвержденной кодировки строительных ресурсов не помешало Х.Мавлиярову утвердить приказами Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1038/пр, 1039/пр «актуализированную» сметную базу ФСНБ-400, в которой кодировка материалов и машин вообще не понятно откуда взялась. В сборниках на материалы и механизмы ФСНБ-400 мы видим 11-ти значный код для материалов и 9-ти значный код для механизмов. Разумеется никакого описания кода и структуры сборников в общих положениях к ним нет (а раньше было).
В новой Методике определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, утвержденной приказом Минстроя от 20.12.2016 № 999/пр, которая вышла до утверждения пресловутой ФСНБ-400 есть описание классификатора строительных ресурсов. Оказывается это «систематизированный перечень используемых при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, каждому из которых присвоен определенный код, гармонизированный с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2)».
Но в ФСНБ-400 никаких упоминаний о ОКДП2 нет. Получается, что Минстрой утвердил новую сметно-нормативную базу, в которой кодировка противоречит методике, утвержденной ранее этим же самым Минстроем.
Актуализированная сметная база ФСНБ-400 разрабатывалась по госзаданию за бюджетные деньги, «съев» около 400 млн рублей налогоплательщиков. Только то, что результат работ противоречит действующим (причем новым!) методикам, говорит о некачественном выполнении госконтрактов исполнителями этой работы. Но работы приняты! Напомним, что фактически исполнителей по госконтрактам лично выбирал замминистра Х.Мавлияров со своей подружкой из ФЦЦС ныне пристроенной в Главгосэкспертизу И.Лищенко. Разве это не что иное, как махровая коррупция?
А пока на regulation.gov.ru висит проект министерского приказа "Об утверждении порядка ведения классификатора строительных ресурсов", разработанный во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года № 1452 "О мониторинге цен строительных ресурсов". В нем сказано, что до 1 марта 2017 Минстрой должен сформировать классификатор строительных ресурсов и утвердить форму классификатора строительных ресурсов и порядок его ведения. Срок сорван, ФСНБ-400 утвердили с несуществующим классификатором.

Опять освоили. ФЦЦС сбросило пять бюджетных миллионов рублей в частную компанию ИНАС.


В свое время рассказывалось как еще при руководителе С.Фокине была попытка «освоить» 12 млн рублей путем сбрасывания ее на компанию «Коттедж» по договору, суть и предмет которого граничил с маразмом. Эта история ничему не научила очередное руководство Федерального центра ценообразования в строительстве (ФЦЦС). И теперь по аналогичной схеме руководство ФЦЦС сбрасывает 5 млн в компанию «ИНАС+» (владелец сметной программы РИК, руководитель Л.А.Саватеев).
Для этого была совершена эксклюзивная закупка №31604323983 из единственного источника по предмету, согласно которого ФЦЦС поручает и оплачивает, а ИНАС+ обязуется в течение срока действия Договора выполнить работы по развитию функционала ПК «РИК», принадлежащего ООО «ИНАС+». При этом модифицированная (усовершенствованная) версия ПК так же согласно Договора будет принадлежать ООО «ИНАС+». То есть за бюджетные средства оплачивается развитие коммерческого программного обеспечения, которое в усовершенствованном виде так же становиться собственностью коммерсантов. Вместе с тем по закону права на модификации (или модифицированную версию ПК) должны принадлежать государству в лице ФЦЦС и быть отнесены в балансе на государственное имущество. А иначе это банальное хищение в явном виде, причем в особо крупном размере (УК ст. 159)
По подсчетам в нашей стране есть десятки сметных программных продуктов (мы насчитали 29 программ). Компании ими владеющие вне сомнения не откажутся от того, чтобы их программный продукт был за бюджетный счет усовершенствован, а усовершенствованная версия передана в частные руки.
Вопрос первый: когда остальным 28-ми программным разработчикам выделят по 5 миллионов (то есть всего 140 млн) рублей?
Вопрос второй: если уж государство профинансировало усовершенствование ПК РИК, можно ли гражданам (налогоплательщикам) РФ получить усовершенствованный ПК РИК бесплатно?
Вопрос третий: когда посадят расхитителей из ФЦЦС и ИНАС+?
Файлы:

«12 спартанцев ценообразования». Самарский центр ценообразования взял не числом а умением, потому что Минстрой и ФЦЦС не справились с координацией сметных нормативов

Ни для кого не секрет, что выбор исполнителей по государственным контрактам на якобы открытых конкурсах ФЦЦС осуществляется еще до объявления этих конкурсов, а выбранный будущий победитель участвует в написании конкурсной документации. Так произошло и с широко разрекламированной победой в конкурсе на полномасштабную ревизию сметно-нормативной базы с заранее известным победителем ООО «ЦЦС», который был определен Министерством строительства на довольно высоком уровне (Х.Мавлияровым).
К счастью, в отличии от большинства конкурсов, проведенных в конце 2015 года предыдущим руководством ФЦЦС, на этот раз выбрали действительно профессиональную организацию ООО «ЦЦС» (руководитель/владелец Дитковская О.В. – известный среди строителей и оценщиков специалист из самарской области).
По данным бухгалтерской и статистической отчетности у ООО «ЦЦС» среднесписочный состав – 12 человек. Бухгалтер, кадровик, уборщица – не специалисты. Итого команда из 9-ти человек должна осуществить «полномасштабную ревизию действующей сметно-нормативной базы... где в соответствии с техническим заданием будет проведена корректировка номенклатуры, состава, структуры и содержания действующих норм, расценок и сметных цен, а также внесены изменения в общие положения и приложения … осуществляет корректировку действующих и разработку новых сметных нормативов в количестве не менее 400».
Стоимость ревизии 130 млн, срок 200 дней (по 10 млн на человека за полгода работы).
Численность ФАУ «ФЦЦС» тем временем приближается к 200 человекам с ежегодными собственными расходами более 200 миллионов рублей, служебным транспортом, техникой, премиями, корпоративами и т.д. Что такого могут сделать 12 человек из Самары, чего не могут сделать 200 человек из ФЦЦС с огромными московскими зарплатами, обеспеченные всем что душа пожелает?
Оказалось, что исполнители по государственным контрактам, заключенным между ФЦЦС и подрядчиками в рамках реформы системы ценообразования, являются зачастую микро-организации, например ООО «РИК» (численность 3 чел, осваивает 45 млн)
В этой связи не очень понятно зачем нужен федеральный центр ценообразования при Минстрое (ФАУ «ФЦЦС»), а главное – не ясен смысл существования министерского Департамента ценообразования.
Допустим, что Министерство слишком занято (например выпуском позорного федерального закона о ценообразовании, подписанным Президентом). Тогда ревизировать и координировать реформу мог бы ФЦЦС (200 человек штата - это сила!). Но оказалось, что свои непосредственные функции государственного координатора и ревизора руководство ФЦЦС (И.Лищенко) передало в коммерческую компанию ООО «ЦЦС», что следует из «Порядка осуществления ревизии сметно-нормативной базы».
Ценообразование у нас вроде как государственное, но метод координации исключительно коммерческий. Вот какая схема координации получилась. Минстрой (не координирует) –> Департамент ценообразования (не координирует) -> ФЦЦС (не координирует) –> ООО «ЦЦС» (координирует от имени государства) -> суб-суб-исполнители (что-то делают, уже за государственным периметром).
Ничего не будет удивительного, если результаты такой декоординации приведут к новым проявлениям коррупции и бесхозяйственности.

На Госсовете по строительству признали фиаско ценообразования в строительстве. А вообще, лучше бы вице-премьер Дмитрий Козак молчал.


На момент проведения государственного совета по строительству 17 мая 2016 года есть только два чиновника федерального уровня в России, которые с 2008 года непрерывно так или иначе курировали вопросы строительства в стране и, в частности, ценообразование. Это Президент (и до этого премьер) В.В.Путин и вице-премьер Правительства (до этого также профильный министр) Д.Н.Козак.
В.В.Путин на протяжении прошедшей десятилетки неоднократно сетовал на проблемы ценообразования, а в 2009 году В.В.Путин дал старт реформы системы ценообразования, подписав в ранге Премьера постановление Правительства №427, в котором поручил разработать прогрессивные укрупненные сметные нормативы, не разработанные до сих пор, несмотря на выделение на это огромного объема средств из федерального бюджета.
«Ценообразование в строительстве в России устроено так, что триллионы рублей улетают в «черную дыру», доложил Д.Н.Козак на Госсовете по строительству. А кто из чиновников устроил такое ценообразование, что ущерб («черная дыра») государству кратен годовому объему средств, направляемых на капитальное строительство из бюджета?
«Посредники, участвующие в строительстве Керченского моста, завышают стоимость строительных материалов в три раза» - продолжал вице-премьер. Можно предположить, что стоимость строительных материалов в Крыму сравнили с результатами мониторинга 94 материалов в Башкирии, которые проводит Минстрой. Потому что нигде в стране прогрессивного мониторинга строительных материалов еще не налажено. Если под посредниками понимать транспортные компании и сложность доставки грузов на полуостров, то цена «в три раза выше» на самом деле супер-мега-гипер-экономно.
«Законопроект, который должен решить проблему завышения сметы, находится в Госдуме … законопроект позволит радикально обновить застарелые сметные нормативы и установить мониторинг стоимости строительных материалов и рабочей силы» - отчитался Д.Н.Козак, но не сказал когда же произойдет это обновление сметных нормативов. Если внимательно прочитать пресловутый законопроект, с учетом будущих подзаконных актов, процедуры планирования разработки сметных нормативов, бюджетных процессов выделения средств на это, рассмотрения и утверждения нормативов, это сметное обновление раньше 2022 года ждать не стоит. Перспективное количество административных барьеров в ценообразовании и сметном нормировании с принятием этого закона и выпуска подзаконных актов возрастает пропорционально выделяемому на реформу ценообразования бюджета.
Такие высокие чиновники как Президент и вице-премьер, наверняка, сами глубоко не вникают в порученные им вопросы, а материалы к докладам пишут чиновники более низкого ранга, которые и в ответе за информационный позор своих руководителей. В случае ценообразования – это профильный заместитель министра строительстве Х.Мавлияров и руководитель министерского Департамента А.Филимонов. При прошлом замминистра и прошлом руководителе Департамента ценообразования, вице-премьер Д.Козак так еще не позорился.

Как заключаются договоры с ФЦЦС и исполняются государственные контракты госзадания в фарватере реформы системы ценообразования в строительстве


Очередные, ставшие уже обыденностью, метаморфозы с тратой в ФЦЦС государственных денег. Уже стандартной стала практика заключения контрактов с нарушением закупочных процедур. Например, контракт с юридической фирмой "Адвокатский кабинет Саврасова" (близкой руководителю правового Департамента Минстроя г-на Сперанского), заключенный вообще без конкурсных процедур. Или закупка обычной офисной мебели, по которой ФАС уже вынес свое решение о нарушении Закона о закупках.
Но это все мелочи по сравнению с «освоением» бюджетных денег по государственному заданию Федерального центра ценообразования в строительстве.
В конце 2015 года были «успешно» расторгованы бюджетные деньги на выполнение работ по реформированию системы ценообразования. И вот настал момент, когда нужно что-то делать, принимать работы, даже если они и не выполнялись вовсе. А как иначе? Если не принять и не оплатить работы по госконтрактам, заказчиком которых является Федеральный центр ценообразования в строительстве (ФЦЦС), значит на лицо неисполнение госзадания со всеми вытекающими.
Специалистам очевидно, что многие работы, предусмотренные госзаданим и имеющие госконтракты с исполнителем, это фэйк, имитация бурной деятельности. Например госконтракт на так называемую «инвентаризацию и актуализацию нормативной базы», заключенный с ФГБУ «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации». Но отчитываться как-то все равно нужно. Поэтому заказчик в лице ФЦЦС пытается выдать за результаты работ хотя бы какую-то макулатуру, ввиду неспособности Исполнителей сделать ничего путного.
С этой целью заместителем руководителя Федерального центра ценообразования Е.Голоулиной была разослана депеша во все концы страны с предложением поработать вместо исполнителей по госконтракту всем желающим, при этом в качестве контактной организации указав организацию МКД "Партнер", вообще не являющуюся исполнителем (полный перечень исполнителей тут). Аналогичные депешы получили и недоумевающие региональные центры и филиалы ФЦЦС, на плечах которых решил «прокатиться» Федеральный центр. Согласно Техническому заданию (3.1.3, 4.4) и графику выполнения работ (п.9) сбор и анализ данных - обязанность Исполнителя по государственному контракту, а выполняет ее почему-то Заказчик, причем привлекая компанию, не являющуюся стороной Контракта.
Отсюда вопрос: разве не исполнитель государственного контракта должен выполнять работу, за которую ему платятся немалые деньги?
Стандартный срок по большинству госконтрактов между ФЦЦС и Исполнителями, отведенный на этап сбора исходных данных, составляет 60 рабочих дней с момента заключения госконракта, которые уже практически истекли. Сбор исходных данных для проведения инвентаризации и разработки громадной номенклатуры нормативов начался не ранее 12 февраля, то есть менее чем за месяц до истечения срока окончания этапа. Причем делать это начал сам Заказчик. Достаточно ознакомиться к требованиям к исходным данным, чтобы понять, что качественный результат под большим вопросом.

Для реализации реформы ФЦЦС закупил «математический аппарат» у единственного источника. Распил или глупость на 12 миллионов?

На фоне громадных государственных контрактов Федерального центра ценообразования - ФЦЦС, призванных реализовать концепцию реформирования системы ценообразования в строительстве «400 дней», можно было бы и не заметить вроде бы незначительной траты 12 миллионов рублей на закупку мало кому понятного «математического аппарата».
Уникальным поставщиком этого Аппарата оказалась единственная компания – компания «Коттедж». Согласно обоснованию закупки у единственного источника Федеральному центру ценообразования в строительстве потребовалось сопровождение инженерно-экономических расчетов и всяческих математических моделей. Например «математической модели формирования и актуализации территориального перечня материалов» (попросту табличка с перечнем ресурсов) и так далее. В выводах о выборе единственного поставщика значится, что «Заказчик не обладает информацией о наличии на рынке разумной альтернативы или замены…», на основании чего и принято решение о эксклюзивной закупке. В этом же обосновании значится абсолютная ложь о том, что в период с 2006 по 2013 год ФЦЦС пользовался услугами Поставщика, а математический Аппарат был разработан специально для ФЦЦС. Однако сведения о заключаемых договорах с этим Поставщиком отсутствуют. Потому что таких договоров никогда не было.
Поиск в Интернете выдает сразу перечень известных научных институтов, десятки лет занимающихся инженерно-экономическими расчетами. Получается что специализированные Институты и Университеты для не являются для реформаторов разумной заменой никому неизвестной компании «Коттедж», сайта которой нет в Интернете вообще.
Несмотря ни на что договор №110116/с1 с «Коттеджем» был заключен и бюджетные средства потекли еще одним тонким ручейком куда-то вдаль. По информации из ФЦЦС «Математический Аппарат Коттеджа» для работы не используется, а пресловутый «Коттедж» пролоббировала замруквоводителя ФЦЦС Е.Голоулина.
Кстати, если обратить внимание на дату подписания руководителем ФЦЦС С.Фокиным Обоснования эксклюзивной закупки и Контракта окажется, что в этот день руководитель ФЦЦС С.Фокин был в отпуске. Он вообще в курсе этого вопроса и понимает ли он предмет закупки?
Предприятия, специализирующиеся на инженерно-экономических расчетах, не ставшие разумной заменой:
Инженерно-экономический институт (СПб, ул. Политехническая, дом 29, 3-й уч. корпус, 306)
Инженерно-экономический институт НИУ "МЭИ" (Москва, ул. Красноказарменная, 14, Москва)
Инженерно-экономический институт МАИ ИНЖЕКИН (г. Москва, A-80, ГСП-3, Волоколамское шоссе, д. 4, корпус 5)
Инженерно-экономический институт ГУУ (Москва, Рязанский проспект д. 99)
Инженерно-экономический институт Тюменского государственного архитектурно-строительного университета (г.Тюмень, ул. Луначарского, 2)
И так далее около 10 листов.

Впрочем с компанией "Коттедж" и программой СТАСУС история освоения бюджетных средств по надуманным услугам далеко не единственная.

Реформа ценообразования в 2016 году: ФАУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве" запланировал собрать со сметчиков 90 млн рублей, а большинство сотрудников ФЦЦС сможет ездить на персональном служебном транспорте

Наблюдательный совет Федерального центра ценообразования в строительстве утвердил план финансово-хозяйственной деятельности ФЦЦС на 2016 год, разработанный заместителем Центра Е.Голоулиной.
В Плане есть все что необходимо для реализации реформы системы ценообразования: почти миллиард субсидий государства, средства на зарплату и премии огромного числа сотрудников и много другое.
Реформирование системы ценообразование будет проходить теперь намного быстрее, поскольку в расходной части Плана заложено 25 000 000 рублей на «транспортные услуги». В пояснительной презентации автора сего документа Е.Голоулиной (она же председатель закупочной комиссии) значится «Транспортные услуги – запланированы исходя из средней стоимости аренды легкового автомобиля с водителем согласно коммерческим предложениям на рынке транспортных услуг». Итого 25 миллионов на аренду легкового автотранспорта.
Согласно конкурса ФЦЦС, размещенного на сайте госзакупок, максимальная начальная цена на аренду автомобиля в режиме «все включено» составляет 450 тыс. руб в год. То есть на 25 млн рублей даже по «расценкам ФЦЦС» личный транспорт с водителем и техобслуживанием получит 55 сотрудников ФЦЦС, то есть почти весь персонал Центра (или по крайней мере подавляющая его часть).
Но есть вероятность, что персональный служебный транспорт для сотрудников не будут оплачивать непосредственно из госбюджета, ведь в доходной части Плана запланированы 90 млн рублей за реализацию «массивов информации для сметных программ» = сметчики заплатят за какую-нибудь «новую» сметную базу. Может быть и не жалко, если действительно база сметных расценок кардинально обновится. А если (как это уже было не раз) снова продадут тоже самое под новой обложкой?
В сухом остатке: «сметчики и строители, возможно, заплатят из своего кармана за персональный транспорт для большинства сотрудников ФЦЦС».
Напоследок в плане предусмотрены «расходы, выполняемые спец. организациями» на 1.2 млрд. руб., при этом увеличение стоимости активов составит 20 млн., а остаток неиспользованных средств на конец 2016 года – 14 млн. рублей. Верно ли, что 1.166 млрд, которые будут потрачены из госбюджета, ФЦЦС не планирует ставить на баланс как особо ценные дорогие активы, а планирует просто растворить у подрядчиков?


Ч
ленами наблюдательного совета Федерального центра ценообразования в строительстве, в чью компетенцию входит одобрение Плана ФХД, являются:
замминистра Елена Сиэрра (председатель), руководитель департамента Минстроя Владимир Мешков, Андрей Вершинин, Екатерина Лукашевич, Эльвира Махиева, Евгений Адашев, Светлана Табакова, Лариса Подгорная ("Мосстройцены" ОАО) , Юрий Чернявский.

Парадоксы госконтрактов ФЦЦС и почему реформа ценообразования в строительстве может оказаться «фэйком»

Анализ запланированных на 2016 год работ по реформированию системы ценообразования в строительстве, которые были расторгованы Федеральным центром ценообразования (ФЦЦС) в конце 2015 года, а также лозунгов, изложенных в «Концепции 400 Дней» показал, что состав и порядок действий протеворечивы, технология разработки сметно-нормативных документов нарушена, а вероятность достижения запланированного результата минимальна (график реализации реформы).
Ключевым элементом «внедрения Концепции 400 Дней» (слайд №6 Концепции) является государственная информационная система (ГИС), Техническое задание по которой согласно условиям Госконтракта должно учитывать все нормативно-методические документы, связанные с разработкой, применением и информационным оборотом сметных нормативов и результатов мониторинга стоимости строительных материалов. Однако срок окончания разработки технического задания на ГИС завершается на полтора месяца раньше, чем появление всех методических документов, которые должны быть учтены в ГИС.
Аналогичная проблема возникает с госконтрактом на выпуск дополнений и изменений в наиболее часто применимые ГЭСН и ФЕР. Срок разработки сметных нормативов окончится на 2 месяца ранее появления Методик, в которых излагается порядок разработки этих нормативов.
Эксперты говорят: «С чем не нужно торопиться, так это с методиками». «Методические ошибки самые дорогие и их очень трудно исправлять». Невозможно себе представить, чтобы на согласование Методик по мониторингу и разработке НЦС отводилось всего лишь 15 дней! А на «МДС-35» – 30 дней! За этот срок ни общественного обсуждения методик, ни экспертной оценки, ни проведения качественной доработки проекта осуществить невозможно. Притом что одновременно появится сразу более 10-ка методических документов.
С точки зрения объема финансирования самая критичная ситуация с разработкой наиболее востребованных укрупненных нормативов цены строительства (НЦС), общим объемом финансирования более 433 млн рублей. Все дело в том, что НЦС разрабатываются в текущем уровне цен на основании мониторинга фактических цен на строительные материалы, оборудование, строительную технику и заработную плату. Однако работы по мониторингу огромной номенклатуры стройматериалов для НЦС вообще не предусмотрены на 2016 год. Методика для проведения мониторинга и Методика разработки НЦС по срокам также появится уже к финалу разработки НЦС. Без Методики и качественного мониторинга разработать достоверные НЦС невозможно.
Даже если закрыть глаза на все вышесказанное, то как быть с Классификаторм строительных ресурсов, разработка которого должна завершиться уже после того, как будут разработаны все методики, все сметные нормативы НЦС, все ГЭСН и ФЕР? 8 из 12 методик, ТЗ на ГИС и все сметные нормативы не будут соответствовать новому Классификатору.
Хорошо известно, что неисполнение госконтракта грозит последствиями как исполнителю так и заказчику, поэтому стороны, как правило, делают все возможное и невозможное для подписания актов и «освоения» средств. Можно высказать предположение, что все госконракты будут исполнены в срок, а «фэйк» выполненных работ по реформе ценообразования обнаружится гораздо позднее, когда возвратить бюджетные средства будет уже невозможно.

"Фэйк". Английское слово Fake переводится «поддельный, фальшивый, ложный, несостоятельный».

Реформа ценообразования 400 дней: профессионалы привлечены менее чем на половину работ госзадания ФЦЦС

Подведены итоги открытых конкурсов и объявлены победители - будущие исполнители реформы ценообразования "400 дней". Среди исполнителе оказалось и несколько широко известных организаций, много лет и профессионально работающие в непростой сфере ценообразования в строительстве.
Профессионалы ценообразования с многолетним стажем в этой сфере:
1. АО «Институт Экономики и развития транспорта» разработает НЦС (укрупненные нормативы цены строительства) по объектам авто и ЖД дорогам, мостам на сумму 135 млн руб.
2. ОАО «Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве» безусловно разработает новые методики для ценообразования на сумму 72 млн руб. поскольку имеет существенный опыт в области расчета сметной стоимости строительных работ
3. ООО "РИК" (более известен своей сметной программой) постарается разработать Классификатор строительных ресурсов.
"Случайные" победители-исполнители, не замеченные доселе в ценообразовании и сметном деле:
4. ФГБУ «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», выигравший 2 лота постарается провести самую гигантскую работу по инвентаризации, актуализации и дополнению ГЭСН и ФЕР с учетом всех новых строительных технологий, материалов и механизмов на сумму в общей сложности 65,4 мнл руб.
5. ООО «Московская негосударственная экспертиза строительных проектов» выиграла сразу 3 лота на разработку НЦС для административных зданий, жилья и социальных объектов на сумму 230,2 млн руб.
6. ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени «Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова» будет трудиться над НЦС по инженерным сетям на сумму 67,4 млн руб.
7. ООО "КСК ТЕХНОЛОГИИ" разработает концепцию для государственной информационной системы ценообразования на сумму 10 млн руб.
ИТОГО: Профессионалы 252,9 млн (40%), Любители 373 млн (60%).

Можно предположить, что данные итоги вполне закономерны поскольку критерии отбора исполнителей на конкурсе минимально учитывали опыт, знания, цену и квалификацию, но максимально учитывали так называемое "техническое предложение участника", которое оценивается всегда субъективно членами закупочной комиссии. Среди членов закупочной комиссии прямое отношение к ценообразованию (да и вообще к строительству) и способности к адекватной оценки "технического предложения" имел только один из пяти человек - Ямборисов А.М.

Координатор реформы ценообразования ФЦЦС завершил конкурсы. Разработка Классификатора строительных материалов стала самой обсуждаемой темой.

Сегодня 10 декабря 2015 года согласно условиям проведения открытых конкурсов по государственному заданию ФАУ "ФЦЦС" в 13-00 состоялось вскрытие конвертов с предложениями участников. По признанию самого ФЦЦС конкурсная документация содержала довольно много технических ошибок, нестыковок и опечаток. Все имеющиеся на портале госзакупок разъяснения к конкурсной документации мы публикуем в 19:23 10 декабря 2015 года и желаем удачи всем потенциальным исполнителям реформы ценообразования в строительстве "400 дней".
Больше всего вопросов было связано с разработкой Классификатора строительных ресурсов (то есть промышленных товаров различных типов, применяемых в строительстве). Это не удивительно, поскольку здравомыслящему человеку понятно, что такая классификация уже имеется в общероссийском Классификаторе ОКДП2, который начнет действовать в обязательном режиме через 22 дня (с 1 января 2016 года). Самое интересное, что и ФЦЦС об этом тоже догадывается, вот официальное разъяснение к конкурсной документации: "... и кодируется в соответствии с методологическими принципами общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 200). Для кодирования ресурсов принимается фасетно-иерархическая система кодирования". Вместе с тем в ТЗ мы видим следующие ненужные виды работ (лот 31502975722) - "Проведение анализа отечественных и зарубежных классификаторов, систем классификации и способов шифрования ресурсов, применяемых в строительстве" и "Обоснование выбора системы классификации и разработка научно-методологических оснований построения КСР" и т.д. на сумму более 10 млн. руб.
Файлы:

Профессиональное сообщество сметчиков возмущено "реформированием" системы ценообразования

Последние действия и заявления Минстроя России по «реформированию» системы ценообразования вызывают недоумение и вопросы у большинства специалистов сметного дела.
Можно подумать, что все 25 лет никто ничего не делал! И тот же ФЦЦС и региональные центры на местах постоянно проводят мониторинг цен на материалы. Это их основная работа.

И еще: сегодня Министр строительства говорит о необходимости введения ресурсного метода, называя его современным и инновационным. У нас, что ресурсный метод все эти годы был под запретом?
В соответствии с п. 3.27. Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации далекого 2004 года «При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости: - ресурсный, ...;

Уже в далеком 1992 году тогдашним Минархстроем России были утверждены Методические рекомендации по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом. В 1994 и 1995 г. были утверждены методики по ресурсному методу на монтажные и пусконаладочные работы. В 1994-1996 гг. ЦНИИЭУС Минстроя России выпустил Ресурсные сметные нормы, которые легли в основу базы 2001 года. Ресурсный метод применяется во многих регионах страны.

По поводу конкурсов ФЦЦС Минстроя России:
ФАУ «ФЦЦС» Минстроя России 19 ноября 2015 года на Портале госзакупок РФ (http://zakupki.gov.ru) объявило открытые конкурсы на разработку сметных и методических документов по ценообразованию в строительстве за счет средств бюджета.

Тема «Выполнение работ по разработке проекта сборника государственных укрупненных сметных нормативов цены строительства «Объекты социальных отраслей» с ценой 157 945 059,32 рублей! В Минстрое России уже есть банк типовых проектных решений по данным объектам. Осталось только его свести в ценовые таблицы. То же касается и НЦС Жилые и Административные здания.

Я проанализировал госзакупки других государственных структур федерального и регионального уровней на выполнение похожих работ – разработка методик, концепций, программ, нормативных документов, информационных систем и т.п. Конкурсов с ценой больше 10 млн. я почти не встречал! Похоже, отдельные чиновники Минстроя вступили на очень опасный путь…

Сейчас основной вопрос не в том, - нужна или не нужна реформа сметного ценообразования, а в том – как ее делают, и кто ее делает!»
P.S. Я бы не стал писать в столь эмоциональном ключе, но происходящее – просто явный перебор непрофессионализма и наглости!

Союз инженеров-сметчиков считает, что многие сметные нормативы "Концепции 400 дней" уже разработаны

Союз инженеров-сметчиков обратился к Министру строительства и ЖКХ М.Меню после опубликования подедомственным Минстрою ФАУ "ФЦЦС" (является координатором реформы ценообразования за 400 дней) открытых конкурсов на разработку различных видов государственных строительных расценок и методик оценки стоимости госконтрактов.

Реализация концепции начата. Более полмиллиарда рублей выставлены на торги ФЦЦС

19 ноября, если верить сайту госзакупок за неделю до одобрения общественным советом Минстроя России на торги были выставлены работы по реализации Концепции 400 дней.
1. Открытый конкурс № 31502975722 на разработку Классификатора строительных ресурсов (45 000 000 руб)
2. Открытый конкурс № 31502975716 на разработку концепции будущей государственной информационной системы (10 000 000 руб)
3. Открытый конкурс № 31502975713 на разработку дополнений в ГЭСН 81-02-06-2001, ГЭСН 81-02-09-2001, ФЕР 81-02-06-2001, ФЕР 81-02-09-2001 (20 470 802 руб)
4. Открытый конкурс № 31502975710 на разработку дополнений в ГЭСН 81-02-06-2001, ГЭСН 81-02-09-2001, ФЕР 81-02-06-2001, ФЕР 81-02-09-2001 (45 016 286 руб)
5. Открытый конкурс № 31502975705 на разработку укрупненных нормативов цены строительства по объектам социальных отраслей (157 945 059 руб)
6. Открытый конкурс № 31502975702 на разработку укрупненных нормативов цены строительства по транспортным объектам (135 915 655 руб)
7. Открытый конкурс № 31502975690 на разработку укрупненных нормативов цены строительства по жилым зданиям (28 426 806 руб)
8.Открытый конкурс № 31502975671 на разработку укрупненных нормативов цены строительства по административным зданиям (43 971 423 руб)
9. Открытый конкурс № 31502975646 на разработку укрупненных нормативов цены строительства по зданиям и сооружениям инженерных сетей и коммуникаций (67 400 100 руб)
10. Открытый конкурс № 31502975638 на разработку актуализацию и разработку комплекса методических документов по ценообразованию в строительстве (72 068 736 руб)