Счетная Палата: «Минстрой назначал сотрудникам неоправданно высокие зарплаты и потратил в неизвестном направлении миллиарды рублей»


«Воруют» - вот так кратко можно судить о государственной строительной сфере и реформе ценообразования в частности. Крылатое выражение с 200-летней давности актуально и по ныне.
Этот очевидный для многих наблюдателей за ценообразовательной реформой Минстроя России факт подтвердила теперь и Счетная Палата. Проверив деятельность Министерства за 2016 год, аудиторы СП не смогли подтвердить расходы на 4,5 млрд рублей. Оказалось, что их растащили в том числе на гигантские (в 3-4 раза завышенные) заработные платы и премии сотрудникам ФАУ «ФЦЦС», занятым в реформе системы ценообразования в строительстве.
К слову такая картина была не только в 2016 году, но и ранее. В 2015 году руководство ФЦЦС так же не забыло себя отблагодарить за провальные результаты реформы огромными премиями.
Деньги налогоплательщиков, как всегда ушли налево. "Воруют".

ФЦЦС теперь займется похоронами … и другие кадровые эксперименты Минстроя

Новым руководителем Федерального центра ценообразования в строительстве назначили варяга из Чебоксар Павла Данилова. Ему поручено похоронить все то, что наделали реформаторы ценообразования. Как раз сейчас Счетная Палата проверяет насколько корректно в ФЦЦС были освоены сотни миллионов рублей и к чему привела неоконченная реформа. Примечательно, что аудиторы пришли с проверкой в ФЦЦС аккурат на 40-ой день планового окончания реформы. После прошлого визита Счетной Палаты в ценообразовании были и скандалы и так любимые электоратом посадки. Посмотрим что будет на этот раз, деньги-то бюджетные разбазарили немалые.
Тут же «похоронили» и очередное должностное лицо - руководителя Департамента ценообразования Минстроя А.А.Филлимонова, который запомнится нам как человек, который не сделал ничего хорошего. Его место заняла юрист Мочалова Светлана Владимировна.
После похорон реформы системы ценообразования «400 дней» В Минстрое решили, что ФЦЦС будет перепрофилирован под похоронные услуги. Работа над новым уставом и названием уже идет.
«Ну, не чокаясь…»

Как в "мутной воде" реформы ценообразования создается глобальная коррупционная система в строительстве


Сначала верилось, что реформа ценообразования в строительстве нужна чтобы запустить локомотив экономики. Затем оказалось что реформу системы ценообразования придумали чтобы «освоить» несколько бюджетных миллиардов. В действительности все гораздо сложнее. Реформа системы ценообразования в строительстве всего лишь небольшой, но важный элемент, отвода глаз руководства страны и винтик в создаваемой новой системы коррупции в строительной сфере, во главе которой может встать Счетная Палата с будущим оператором - аудитором Ю.Росляком.
Счетная Палата ежегодно проводит проверки федеральных органов исполнительной власти и компаний с государственным участием (госкорпораций), выявляя растраты в строительной деятельности. Зачастую Счетная Палата сгущает краски или формирует свои выводы на основании работы некомпетентных специалистов. Управы на счетную Палату все равно нет, спорить с ней почти бессмысленно. Как правило проверяемые стараются заискивать перед проверяющими и «искать подходы». Принцип «чем ниже поклонишься, чем меньше насчитают» работает безотказно.
Государственные органы власти и Госкорпорации выделяют огромные деньги (десятки миллиардов в год) на техническое регулирование, сметное нормирование и смежные вопросы для учета в сметах собственной отраслевой специфики. Такой специфики накопилось очень много за 5-10 лет бездействия и застоя в нормировании.
На основании информации от топ-менеджеров некоторых крупнейших государственных компаний сложилась такая картина.
Счетная Палата проводит проверку и обязательно находит растраты («завышения» смет). С той убогой нормативной базой ценообразования, что есть сейчас у государства, не найти завышений смет просто невозможно. Выбор у инвесторов и заказчиков небольшой – либо строить, допуская в смете «завышения», либо остановить строительство в принципе, потому что подрядчики на площадки с отрицательной рентабельностью не выйдут. А как вы остановите стройку, если она на контроле у Президента? Те подрядчики, в том числе крупнейшие, что выходили на площадки с заведомыми убытками, уже давно обанкротились, например как это было при строительстве олимпийских объектов «СОЧИ-2014» [1][2][3].
Этой безвыходной по сути ситуацией и пользуется Счетная Палата. После проверок и громких выводов о завышенной стоимости строительства волшебным образом появляется главный специалист по сметам Счетной Палаты – Аудитор Ю.Росляк и предлагает «помочь» с ценообразованием. Потенциальный помощник у Аудитора уже есть – ЗАО «Мосстройцены».
Вот что рассказывает один из менеджеров энергетической компании.
«По сути интерес Счетной Палаты сводился к сметным расценкам: как и кто их делал. Все что было годами разработано, проверено и перепроверено государственными экспертами и внедрено в нашей компании Счетная Палата предала анафеме. Дальше вопрос зашел о том как жить дальше. В приватных переговорах с Росляком (он считается главным в Палате по сметам) выяснилось, что дальнейшая работа должна строиться с «правильными» компаниями, такими как Мосстройцены. Именно так по его мнению выглядит участие в реформе системы ценообразования, которую по его словам он начал. Тогда и проверки Счетной Палаты станут менее тщательными и будут заканчиваться положительным финалом.»
Как минимум 3 крупные государственные компании подтвердили аналогичную схему работы со Счетной Палатой.
Коррупционная схема выглядит так: государственные ведомства (например Минкультуры) и государственные компании регулярно выделяют бюджет на вопросы нормирования. Эти бюджеты осваивают «правильные» по мнению Счетной Палаты компании (например как было с Минкультурой, где исполнителем была контролируемая Ю.Росляком ЗАО «Мосстройцены»). За это Счетная Палата снижает градус проверок и «прикрывает» завышения. Прикрытие выглядит как «узаконивание» на государственном уровне раздутых сметных расценок.
Такая коррупционная схема в строительстве не является чем-то новым. Именно так работал весь московский строительный комплекс во времена Ю.Лужкова, когда Ю.Росляк курировал экономику и ценообразование, а компания ЗАО «Мосстройцены» была безальтернативным исполнителем схемы.
Следующим ведомством, которое должно быть «прикрыто» по описанной выше схеме скорее всего будет структура московского правительства М.Хуснулина в лице Комитета по ценовой политике в строительстве и ГАУ «Мосгосэкспертиза» (руководитель В.Леонов). По мнению экспертов коррупционные московские расценки, разработанные все той же ЗАО «Мосстройцены» предполагают перекопировать в государственную нормативную базу и история с пропажей миллиардов в стройке может снова повторится, но уже в масштабах страны.

Реформа системы ценообразования в строительстве, возможно, выполнила свою основную миссию. Ширма для мошенничества Марии Росляк.

Последние 10 лет, то есть практически с момента, когда появился пресловутый и проклятый всеми строителями закон 94-ФЗ, ценообразование в строительстве курировал один и тот же человек, бодро двигаясь по карьерной лестнице.
Вице-премьер Правительства РФ Д.Н. Козак, ранее министр регионального развития, за последние почти 10 лет Д.Козак является единственным бессменным в ценообразовании чиновником, кто ни на день не оставлял строительную отрасль, лично курировал различные Федеральные Агенства и Министерства и даже напрямую управлял Государственной экспертизой (ныне почивший бывший глава г-н Османов был персональным подчиненным Д.Козака). Допустить мысль, что вице-премьер не знал и не знает, что происходит в его зоне ответственности, немыслемо.
10 лет с ценообразованием в строительстве не происходило ничего фатального, хотя различные проблемы малые и большие то и дело мелькали в прессе, среди которых наиболее шумно заминали историю с буронабивными сваями на сочинских объектах.
10 лет ценообразование в строительстве под Д.Козаком жило себе как-то, объекты строились, строителей разного ранга то и дело за что-то сажали, чиновников меняли, правила конкурсных процедур в строительстве немного видоизменяли и не у кого даже мысли не возникало потратить на обновление системы ценообразования в строительстве миллионы рублей (не говоря уж о сотнях миллионов или миллиардах!!!).
Что же вдруг случилось? А случился Космодром, посмотрев на который аудитор Счетной Палаты Ю.Росляк вместе с шефом Счетной Палаты и профильным на то время аудитором «раскрутил» историю с коррупционным ценообразованием в строительстве, завышением чего-то там на Космодроме и так далее. Как следует из документов, Ю.Росляк занялся ценообразованием сразу после устройства на работу в Счетную Палату, хотя к его полномочиям вопросы ценообразования в строительстве никак не относились. Зато относилось к его давнему коллеге, руководителю профильного Департамента Палаты Александру Шарыкину, работавшему ранее в руководстве Банка Москвы, который как известно был «карманным» банком столичного правительства, экономический блок которого курировал Ю.Росляк.
Упомянутые 10 лет прошли для Ю.Росляка в постоянной безуспешной «борьбе» за признание на федеральном уровне московских нормативов (эксперты считают московские нормативы эталоном коррупционности), собственность на которые были отданы частной конторе Мосстройцены, возглавляемой Л.Подгорной. Ее же по сведениям из Минстроя России Ю.Росляк продвигал на должность руководителя ФЦЦС, который сделали «кошельком госденег для реформы». Это неудивительно: именно Ю.Росляк «выбил» деньги на реформу ценообразования, чем и можно объяснить его стремление продвинуть «своих» людей. Правда кандидатура Л.Подгорной не прошла и тогда был подобран новый кандидат – коллега Ю.Росляка г-н Е.Скляров. Ранее Е.Скляров возглавлял огромный (входил в ТОП-20) негосудартвенный пенсионный фонд НПФ «Стройкомплекс», деньги которого, как потом оказалось, были похищены через Банк «Огни Москвы», контролируемом семьей Росляк. В мошенничестве (хищении) средств в размере более 6-ти миллиардов призналась дочь аудитора Счетной Палаты Ю.Росляка Мария Росляк.
Оказалось, что кроме пенсионных денег через Банк «Огни Москвы» проходили (и испарились) в том числе и деньги, выделенные на строительство Космодрома «Восточный», ценообразование по которому так активно критиковал Ю.Росляк.
Сложим все события и факты, вот что получается:
Аудитор Ю.Росляк «раздул» дело по Космодрому «Восточный» чтобы прикрыть миллиардное мошеничество своей дочери Марии Росляк, сделав это под носом ничего не подозревающего ветерана ценообразования вице-премьера Д.Козака, одновременно с этим пытаясь наполнить федеральные структуры по ценообразованию своими партнерами, проверенными за долгие годы на столичной строительной коррупции для дальнейшего «освоения» средств, выделенных на реформу.
Реформа ценообразования всего лишь ширма для прикрытия коррупции, которая уже сыграла свою роль: похищенные деньги в «Огнях Москвы» пенсионерам никто не вернет, а дочь аудитора фактически избежала реальной ответственности.

Для информации:
На реформу технического регулирования и ценообразования в строительстве запланировано в сумме около 5 миллиардов рублей. Дочь аудитора Росляка призналась в хищении 6-ти миллиардов рублей.

Минстрой отрапортовал "о снятии с контроля Счетной Палаты", а аудиторы Счетной Палаты по-прежнему не довольны

Аккурат на Старый-Новый год Минстрой РФ отчитался, что Предписание Счетной палаты подведомственным организациям Минстроя России исполнено. Речь идет прежде всего о Федеральном центре ценообразования в строительстве (ФЦЦС) и о письме Счетной палаты от 30 декабря 2015 года, в котором аудитор Ю.Росляк сообщает, что предписание, выданное ФЦЦС в июле, наконец-то "снято с контроля".
31 декабря 2015 года тот же аудитор (и тот же исполнитель от Счетной Палаты Пономарева) прислал письмо в Минстрой в котором раскритиковал попытки Минстроя РФ наладить ценообразование. В письме Ю.Росляк сообщил, что проект изменений в Градкодекс (ключевой и основополагающий нормативный акт реформы системы ценообразования 400 Дней) "не решает проблемы ценообразования (определения стоимости строительства), в связи с чем не в полной мере отражает поручение Президента РФ". Аудитор сетует, что Минстрой РФ снова запланировал разработку и применение индивидуальных индексов, которые как известно приводят к завышению стоимости строительства, а планы по реализации реформы системы ценообразования не содержат такого важного элемента цены строительства как накладные расходы и сметная прибыль.

Справка: Предписание Счетной Палаты для ФЦЦС содержит 5 формальных пунктов, связанных с размещением информации о деятельности Федерального центра ценообразования в сети Интернет, проведении аудита хозяйственных договоров, утверждении инструкции по делопроизводству и положения о закупках - то есть предписание ФЦЦС не содержит ничего, что связано непосредственно с реформой ценообразования в строительстве. По информации непосредственно из ФЦЦС все эти пункты были "сняты" еще летом-осенью 2015 года.

Сайт Минстроя: "Директор Департамента Минстроя РФ Владимир Мешков поблагодарил Счетную Палату за выявленные нарушения, потому что работа над замечаниями позволила еще детальнее проанализировать новую концепцию ценообразования в строительстве". Неплохо бы выяснить, как инструкция по делопроизводству и положение о закупках (в момент, когда ФЦЦС уже расторговал бюджетные деньги), помогла с концепцией ценообразования. С публикацией информации об учреждении (ФЦЦС) в сети Интернет вообще много непонятного: сайт faufccs.ru практически не работает, в качестве руководителя ФАУ "ФЦЦС" на сайте значился Е.Ермолаев, хотя информация о его возвращении в качестве руководителя ФЦЦС не подтверждается.

Счетная Палата РФ не поддержала концепцию новой системы ценообразования в строительстве

30 ноября 2015 года Татьяна Голикова оказалась не довольна тем, как Минстрой устранил нарушения, выявленные в ходе недавней проверки:
- не обеспечены регистрация федерального реестра сметных нормативов в реестре федеральных государственных информационных систем
- реестр сметных нормативов не приведен в соответствие с требованиями приказа Госстроя в части включения (исключения) нормативов и отражения в реестре информации, не относящейся к сметным нормативам (разъяснительные письма, индивидуальные индексы).
- не проведена экспертиза правомочности, достоверности и обоснованности выданных ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» заключений на сметные нормативы, включенные Минстроем России и его правопредшественниками в федеральный реестр.
Кроме того, представленная Минстроем России информация не содержит конкретного плана мероприятий (программы, комплекса мероприятий, мероприятий «дорожной карты») по осуществлению поэтапного реформирования системы ценообразования в строительстве с указанием сроков выполнения мероприятий, ответственных исполнителей, сроков согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и сроков внесения в Правительство России.
За невыполнение в установленный срок предписания Счетной палаты должностные лица Минстроя России могут быть привлечены к административной ответственности по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в случае невыполнения или ненадлежещего выполнения предписания Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля).

Счетная Палата (кратко): никакой внятной Концепции и Плана нет, за бездействие должностных лиц Минстроя накажут, а федеральные деньги у Минстроя и ФЦЦС "заморозят".


Источник - СП РФ