Отменено введение «новой» сметно-нормативной базы ФСНБ-400 с 1 апреля


Наблюдая более года за Реформой системы ценообразования «400 Дней» все время кажется, что Реформа - это какая-то недобрая шутка над сметчиками и строителями.
Но вот к 1-му апреля на «День дурака» Минстрой выдал шутку на полном серьезе: отменил приказами 660/пр и 661/пр введение c 1 апреля «новой» «актуализированной» государственной сметно-нормативной базы ФСНБ-400 (дата пока перенесена на месяц). С ФСНБ-400 как-то сразу все не заладилось: и подписал ее замминистра Мавлияров как-то криво, и из нормативов электро-инструмент поудаляли, с кодировкой какая-то чехарда получились и прочее, прочее, прочее…
Что показательно, сразу после отмены ФСНБ-400 министерскими приказами, министр М.Мень отчитываясь на коллегии Минстроя утверждал, что «в рамках выполнения государственного задания в 2016 году разработано и актуализировано более 2000 элементных сметных нормативов» (речь явно об отмененной ФСНБ-400). Но самое удивительное, что оказывается за почти два года реформаторской работы всего лишь «в рамках реформирования системы ценообразования в строительстве принят закон, предусматривающий создание предпосылок для перехода на ресурсный метод определения цены строительства».
Не правильнее бы было на Коллегии честно сказать, что вместо реальной реформы за бюджетные миллиарды создали какие-то предпосылки (это вообще что такое с точки зрения выполнения функций госаппарата?!), а сметно-нормативную базу, «актуализированную» для перехода на ресурсный метод пришлось отменить так как она оказалась еще кривее предыдущей.
В этой ситуации комичнее всего выглядит замминистра Мавлияров со своей олимпийской командой И.Лищенко и А.Вилковым, перемещенных из почившего ФАУ «ФЦЦС» в Главгосэкспертизу. Сначала утвердил ФСНБ-400, а потом неожиданно отменил. Если министерство сравнивать с цирком, то пресловутый замминистра со своими ассистентами явно претендует на роль клоуна.
Во всей этой истории с отменой введения ФСНБ-400 есть один явно положительный момент. Пожалуй, решение об отмене сметной базы оказалось одним из самых здравых за весь период Реформы системы ценообразования. Можно предположить, что в структуре Минстроя впервые за период реформы появился какой-то грамотный человек, заинтересованный не только провозглашать лозунги, но и оценивать последствия их некомпетентной реализации. Возможно таким человеком является руководитель пока еще не запятнанного ценообразованием учреждения – Главгосэкспертиза России,г-н Манылов.
Файлы:
prikaz-660pr.pdf (89.26 КБ)
prikaz-661pr.pdf (136.62 КБ)

Государственная проверка достоверности определения сметной стоимости строительства. А судьи кто?


В конце 2016 года функции по сметному нормированию в строительстве передали в ведение подведомственного Минстрою учреждению «Главгосэкспертиза России», которое вот уже почти два года возглавляет Игорь Манылов, теперь ответственный и за сметное нормирование в стране.
Ежегодно ФАУ «Главгосэкспертиза России» отчитывается о высоких достижениях по экономии бюджетных средств на стадии проведения проверки достоверности определения сетной стоимости. И вот даже министр строительства М.Мень вместе И.Маныловым рассказали, что только за 9 месяцев 2016 года было сэкономлено 184 млрд. рублей.
Теперь, когда Главгосэкспертиза будет не только «резать» сметы при проверке достоверности, но и устанавливать сметные расценки, экономия наверняка увеличится, а достоверность сметной стоимости повысится. Но это только на первый взгляд. На самом деле, ценообразование в строительстве, ключевым звеном которого является проверка достоверности сметной стоимости, фактически фикция.
Чтобы понять, что «Главгосэкспертиза России» не может гарантировать никакой достоверности сметной стоимости, достаточно поинтересоваться тем, как контролируется квалификация государственных экспертов, проводящих проверку достоверности. Оказывается, что никак. Проверку достоверности проводят «эксперты», квалификация которых ничем не установлена, в отличии от экспертов, которые проводят экспертизу технической части проектной документации.
По закону каждый государственный эксперт должен быть аттестован Минстроем России по соответствующим направлениям. И такие направления есть для всех разделов проектной документации (см утвержденный перечень), кроме сметного. То есть аттестации государственных экспертов в части рассмотрения сметного раздела проектной документации и оценки достоверности, просто не существует. Значит не существует и ответственности государственного эксперта за сметы, которые утверждает Главгосэкспертиза. Такая же ситуация и с региональными учреждениями по проведению государственной экспертизе проектов и проверке достоверности сметной стоимости.
В структуре Главгосэкспертизы России есть Управление по проверке смет, возглавляемое Т.В.Ржевской, где проводится проверка достоверности. Получается, что ни квалификация, ни реальная ответственность за эту проверку на нормативном уровне не установлена. Вместе с тем наличие контроля и обеспечение соответствия эксперта квалификационным требованиям является обязательным условием и основополагающим принципом государственной экспертизы. И этот основополагающий принцип госэкспертизы нарушен. Не секрет, что вопрос смет является самым коррупциогенным в строительстве.
Не исключено, что работающие в настоящее время «эксперты по достоверности» не смогли бы пройти реальную аттестацию по проверке смет. Не исключено, что в случае реальной персональной ответственности за достоверность смет и подтвержденной государственным аттестатом квалификации, экономия составила бы не 184 млрд, а существенно больше.
А вот что отвечает Минстрой, который проводит аттестацию экспертов, на запросы о возможности проверки достоверности смет экспертами, аттестованными по другим квалификационным направлениям государственной экспертизы. Смешно. Впрочем, ответить иначе Минстрой и не смог бы. Изучив около 1000 вопросов по аттестации государственных экспертов, не было обнаружено ни одного экзаменационного вопроса по сметному разделу и достоверности.
Такая вот проверка достоверности получается. С такой проверкой достоверности и никакие реформы ценообразования не страшны.

Хромая утка ценообразования теперь будет хромать в государственной экспертизе. Худшие кадровые прогнозы сбываются


Не прошло и полгода, как очередной руководитель ФАУ «ФЦЦС» сбежал из этой удивительной организации, тем самым еще ухудшив статистику кадровых перестановок в строительном ценообразовании, о которых уже говорилось. Бегство Ирины Лищенко из ФЦЦС обусловлено скорее всего тем, что в конце года необходимо будет как-то отчитываться о невыразительных результатах реформы и необоснованных многомиллионных тратах бюджета.
Теперь же Ирина Лищенко стала «вторым» первым заместителем руководителя ФАУ «Главгосэкспертиза России». Вторую должность первого зама придумали специально для протеже бессменного строительного куратора в Правительстве – Д.Козака. Видимо должность обычного зама не устраивала по величине заработной платы (для справки: доход обычного заместителя руководителя ФАУ «Главгосэкспертиза» около 15 млн рублей в год).
Чем же отметилась бывший руководитель ФЦЦС Ирина Лищенко на посту координатора государственной реформы системы ценообразования в строительстве? Как реализовала профессиональный и многомиллионный финансовый потенциал организации? Чего полезного реализовала? ……. Ничего. Не нашлось ничего такого, за что можно было бы выразить благодарность г-же Лищенко. Зато ФЦЦС дошло до грани абсурда в своей деятельности, а точнее имитации деятельности.
Теперь хромая утка ценообразования будет хромать в Главгосэкспертизе России, в связи с чем можно только искренне посочувствовать ее руководителю г-ну Манылову. Надеемся, что такое «усиление» коллектива государственной экспертизы не повредит деятельности организации, которая за короткий срок была выведена на новый уровень за счет реального перевода услуг в электронный вид, обеспечения прозрачности работы экспертов и тп.
И.О. руководителя ФАУ «ФЦЦС» по всей видимости будет назначен первый зам г-н А.Вилков, которого в Минстрое несмотря на регалии называют просто «Сашка». Держись Саня!