Разбор новейших сметных нормативов «Реформы 400 дней». Часть #2. Рабочие-строители должны покупать ручной и электромеханический инструмент за свой счет или как простимулировать понижение производительности труда.


Продолжая знакомиться с новой актуализированной сметно-нормативной базой ФСНБ-400, утвержденной и внесенной в федеральный реестр сметных нормативов замминистра Минстроя Х.Мавлияровым (приказы Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1038/пр, 1039/пр), натолкнулись на интересный метод «актуализации».
По всей актуализированной сметно-нормативной базе ФСНБ-400 из расценок исключены зачастую ключевые малые средства механизации. Например, в широко применяемой государственной норме ГЭСН 11-01-047 «Устройство покрытий из плит керамогранитных» исключен самый важный инструмент – плиткорез, а в норме ГЭСН 12-01-001 «Устройство кровель скатных» исключены горелки газопламенные, при этом в составе работ по данному ГЭСН как была так и осталась «наклейка рулонных материалов методом подплавления мастичного слоя газопламенными горелками».
В случае с отказом от плиткореза ничего не остается как ломать керамогранит об колено. А вот наплавление рулонных покрытий на кровле придется делать горелками, но приобретать и обслуживать этот инструмент вероятно должен будет рабочий-строитель за свой счет, так как именно он несет персональную ответственность за качество устройства кровли.
Такие случаи не являются досадным единичным исключением. Малый инструмент, в том числе дорогостоящий, в том числе являющийся основным для конкретной строительной технологии, системно и намеренно исключен и состава государственных элементных сметных норм по всей сметно-нормативной базе ФСНБ-400. В отдельных случаях параллельно с увеличением трудозатрат. Дрели, перфораторы, шуруповерты, промпылесосы, бокорезы, электромолотки и т.д. из актуализированной базы ФСНБ-400 преимущественно пропали. Строителей ждут отвертки, ручные пилы, напильники и кровавые мозоли на руках. Это намек к переходу на полностью ручной труд?
Чтобы понять, как такая «актуализация» произошла, необходимо было бы посмотреть на актуализированную технологическую карту и протокол проведения хронометражей до и после актуализации. И как проводилась экспертиза этих изменений в ФЦЦС и Минстрое?
Очевидно, что такое вроде бы несущественное изменение в сметно-нормативной базе ФСНБ-400 по исключению средств малой механизации на самом деле стимулирует понижение производительности труда во всей строительной отрасли.
На Питерском Международном Экономическом Форуме в июне 2016 года Президент Путин на весь мир заявил, что «Нам необходим рост производительности труда на крупных и средних предприятиях, промышленности, в строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве не менее чем 5% в год. Кажется, что это очень трудная или даже невыполнимая задача, если посмотреть, что у нас происходит с этим сегодня». Президент сказал - Минстрой сделал. Только немного наоборот. Ну не вредительство ли?
А что думают об исключении из расценок стоимости эксплуатации средств малой механизации подрядные организации, непосредственно работающие на стройплощадке?