BrickNews.ru
Новости строительства и архитектуры
О чем мечтает минрегион в сметном деле
На пути повышения эффективности капвложений, "Строительная газета"
[13.01.2009 09:40:00]
Автор: Владимир АРХИПОВ
«Строительная газета» опубликовала интервью с руководителем Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Министерства регионального развития РФ Евгением Евгеньевичем Ермолаевым
— Евгений Евгеньевич, вы уже как-то говорили о том, что необходимо создать систему определения стоимости строительных объектов. Выходит, у нас ее до сих пор нет?
— Нет, и последние попытки ее создания предпринимались на закате социалистической системы хозяйствования.
— Объясните, что вы понимаете под этой системой.
— В основе системы управления затратами в сфере строительтсва должен находится комплекс взаимосвязанных нормативно-методических и информационно-справочных документов, позволяющих определять стоимость строительства на трех основных стадиях инвестиционного процесса. Во-первых, на стадии бюджетного планирования, когда принимается решение о целесообразности строительства того или иного объекта и определяются основные параметры его стоимости, то есть ориентировочные объемы финансирования затрат. Во-вторых, на стадии проектирования, когда определяются объемно-планировочные и конструктивные параметры объекта и основные потребительские свойства входящих в его состав помещений. В-третьих, на стадии осуществления строительства и расчетов за выполненные работы.
Действующая ныне система ценообразования позволяет лишь описывать затраты в процессе строительного производства. Она опирается на технологические нормы, которые, кстати, не всегда совершенны. И мы и наши коллеги из коммерческого сектора прилагают большие усилия к уточнению и детализации этих норм, охвату ими новых технологий и техники. Работа, конечно, нужная, и ее следует продолжать. Но это никак не решает проблему управления стоимостью строительства. Такой подход дает описание текущих затрат по факту, не более того.
Федеральным центром ценообразования в строительстве завершается первый этап работы по реализации новой Концепции развития и совершенствования российской системы ценообразования в строительстве, основные положения которой декларировались на Всероссийском совещании региональных и отраслевых органов ценообразования в марте этого года. Разрабатывается комплекс новых видов документов, являющихся одним из основных элементов системы управления затратами в строительстве. Существенной особенностью системы будет то, что определенные на стадии бюджетного планирования расчетные показатели затрат станут предельными. Лимит финансирования должен стать основным параметром технического задания на проектирование. Допустим, предстоит построить на бюджетные деньги объект здравоохранения, предельный показатель его стоимости определен в миллиард рублей. Основное условие при проведении аукциона на выбор проектировщика — запректировать объект со стоимостью строительства до 1 миллиарда. И именно это же условие должно быть основным в государственном контракте на проектирование. Не можешь проектировать экономично — не участвуешь в конкурсе. Выиграл конкурс, заключил госконтракт, но не уложился проектными решениями в миллиард - проходи мимо кассы.
— Стоимость определяется на основе объектов-аналогов?
— Сегодня нет базы данных объектов-аналогов, хотя мы и работаем над ее созданием: собираем официальные данные о стоимости строительства объектов в каждом из регионов России. Впрочем, эта информация недостаточно достоверна, чтобы на ее основе составить требуемую базу данных. Классификатор объектов капитального строительства для целей ценообразования мы составим, а вот стоимостные параметры придется уточнять.
Нередко проектировщик может и не знать, какой лимит финансирования заложен в бюджете. С созданием системы управления стоимостью проектировщику придется «укладываться» в этот лимит, иначе проект окажется несостоятельным. К числу его рабочих инструментов добавятся стоимостные показатели по всем типовым конструктивным решениям. В первой половине следующего года завершится разработка около тридцати сборников таких укрупненных стоимостных показателей, описывающих затраты на типовые конструктивные решения и отдельные комплексные виды работ). Это закроет проблему по большинству объектов, финансируемых за счет средств бюджетной системы финансирования.
— То есть проектировщик применит какие-то конструктивные решения, потом с помощью ваших сборников определит стоимость объекта. И если она превысит лимит, ему придется вернуться назад и заменить выбранные конструктивные решения другими?
— Да, более дешевыми, более экономичными. А в основе укрупненных норм на конструктивные решения лежат государственные элементные сметные нормы (ГЭСНы). И стоимость конструктивного решения представляет собой сумму стоимостей технологических операций, необходимых для его осуществления. В укрупненных показателях будут учтены и выделены все виды затрат, начисляемые по итогам «прямых затрат»: накладные расходы, плановая сметная прибыль, все основные лимитированные затраты, НДС, то есть весь комплекс затрат подрядчика. Они будут иметь дифференцированные показатели стоимости на основной измеритель конструктивного решения (1м2 пола, 1м3 кирпичной кладки, 1 пог. м водопровода и так далее) не только в базовом (на 1 января 2000 года), но и в текущем уровнях цен. Это обеспечит их «прозрачность» и наглядную сопоставимость с реальной стоимостью на рынке строительных услуг.
Аналогично стоимостные показатели объектов-аналогов, расчитываемые на основной функциональный измеритель объекта (1м2 общей площади жилья, 1м3 спортивного сооружения, 1 пог. км линейных объектов), будут определяться на основании комбинации стоимостных показателей конструктивных решений.
Теперь уже на стадии проектирования мы со всей определенностью сможем выяснить, существуют ли такие конструктивные решения, которые позволят построить объект в рамках установленного объема финансирования (лимита бюджета).
Весь процесс будет автоматизирован. А главное — применение нашей системы даст возможность сократить затраты бюджетных средств всех уровней минимум на 20 процентов. Новые документы стимулируют проектировщиков заниматься вопросами экономической целесообразности проектных решений. Сложившаяся за 20 лет практика бюджетного процесса с абстрактностью параметров финансирования, предусматриваемых в инвестиционных програмах на строительство, безответственностью открытых цен в государственных контрактах и взаиморасчетами «по факту затрат» никак не стимулировала проектировщиков, да и заказчиков и подрядчиков экономить на бюджетных стройках.
— В том условном примере, который вы приводили, стоимость объекта здравоохранения на стадии бюджетного планирования была определена в миллиард рублей. Во что превратится этот миллиард, когда дело дойдет до строительства объекта?
— На стадии проектирования стоимость объекта может только снизиться. Увеличивать ее проектировщик не имеет права. После экспертизы проекта стоимость опять-таки будет снижена. Можно сказать, что исходный миллиард после этого превратится в 850 миллионов рублей. И это будет начальной ценой на аукционе (конечно же, с учетом прогнозируемого изменения стоимости на период строительства) при выборе подрядчика, где также возможно дальнейшее снижение стоимости. Определенная на аукционе цена будет окончательной. Она не подлежит пересмотру. Даже если подрядчик потратит денег больше или меньше, расчет с ним должен быть произведен по твердой контрактной цене.
Для сравнения скажу, что в прежние годы реальная стоимость строительства при расчетах за выполненные работы существенно превышала первоначальную оценку стоимости. То есть исходный миллиард во многих случаях превращался в два-три миллиарда рублей.
А с целью минимизации рисков, связанных с неисполнением обязательств по контрактам со значительным снижением начальной цены победителем аукциона, предлагается:
— установить форму аукционного предложения, предусматривающего структуру распределения стоимости строительных работ, составляющих «начальную цену контракта», по конструктивным элементам объекта с выделением нескольких технологических элементов прямых затрат (см. табл.1);
— в графе «материалы» — стоимость материалов, изделий, конструкций в текущем уровне цен;
— в графе «работа» — предполагаемая стоимость строительных услуг подрядной организации с учетом затрат на оплату труда, эксплуатацию машин, накладные расходы;
— в графе «прочие затраты» — предполагаемые затраты, связанные с организацией строительства (затраты на зимнее удорожание работ, временные здания и сооружения, вахтовые затраты, перебазировка техники, резерв средств на непредвиденные затраты и так далее);
— в графе «оборудование» — стоимость технологического оборудования поставки подрядчика;
— предусмотреть необходимость расшифровки участниками аукциона предлагаемой ими цены в соответствии со структурой «начальной цены контракта», которая предусматривает обоснование значительных падений стоимости отдельных ее параметров (при этом могут существовать различные диапазоны «не декларируемого» понижения цены по разным группам конструкций объекта);
— дополнительно ввести в декларацию цены участника аукциона показатель «ожидаемая прибыль» по всем позициям «начальной цены контракта» (см. табл. 2);
— анализ структуры данных цены контракта, предлагаемой участниками аукциона с подобной степенью детализации, позволит выявить «несостоятельные» предложения и минимизировать риски неисполнения контрактов.
— Существует ли подобная система управления стоимостью строительства в других странах?
— Как правило, в странах с развитой рыночной экономикой (Великобритании, США и других) такая система давно действует. И мы лишь догоняем их в этом отношении, поскольку наша рыночная экономика еще молода. Промедление тут было бы неоправданным. В первом полугодии 2009 года мы выпустим значительную часть документов, которые регламентируют введение новой системы на стадии проектирования. До конца года работа по созданию системы управления стоимостью строительства в целом будет завершена.
— Если эта система давно и успешно действует в развитых странах, чем же объяснить тот факт, что стоимость тоннеля под Ла-Маншем в процессе строительства выросла во много раз?
— При строительстве уникальных объектов такое возможно. Все факторы трудно учесть заранее. Поэтому тут надо предусмотреть возможность компенсации затрат подрядчику по завершению всех работ. Но это, повторяю, только для уникальных объектов в нестандартных условиях строительства.
Занимаясь вопросами кардинального развития системы ценообразования в строительстве, Федеральный центр ценообразования в строительстве не упускает из вида и задачи, связанные с совершенствованием действующей сметно-нормативной базы, наведением порядка в работе региональных органов ценообразования. Сейчас у нас есть для этого и технические возможности, и необходимые полномочия. Внесено большое количество изменений и уточнений в действующие нормативные сборники. До 1 июля 2009 года все документы региональных систем ценообразования (и прежде всего — сборники территориальных единичных расценок) должны быть приведены в соответствие с документами федерального уровня.
У нас есть единая автоматизированная система, доступ в которую имеют все региональные центры по ценообразованию в строительстве. Поступающие от них предложения по совершенствованию тех или иных нормативов обрабатываются в оперативном режиме. Разработки каждого регионального или отраслевого «абонента» нашей информационной системы будут становиться достоянием всех. Тем самым творческий потенциал региональных центров реализуется с максимальной эффективностью.
Для повышения достоверности сметных расчетов мы хоти разрешить некоторые конкретные вопросы, являющиеся причиной «мутности» отдельных видов затрат в составе сметных расчетов: ввести исчисление накладных расходов и сметной прибыли от прямых затрат, а не от фонда оплаты труда. Стоимость проектных работ предлагаем вновь начать исчислять в процентах от стоимости строительства объекта, как это и было в свое время у нас и как это есть за рубежом. То есть предлагаем пересмотреть ранее принятые решения, которые в свое время были объективно обоснованы и призваны разорвать порочную зависимость накладных расходов и проектных решений от стоимости строительно-монтажных работ. на сегодня этот порядок их исчисления является причиной занижения в сметных расчетах средств на оплату труда рабочих и «заакадемичиванием» многоэтажных расчетов проектных работ от натуральных показателей. Все это приводит к значительным искажениям структуры затрат, затрудняет комплексный анализ расчетов стоимости строительства и в целом не приводит к экономии бюджетных средств.
— Кто может решить эти вопросы?
— Министерство регионального развития России. Мы уже вышли с соответствующим предложением.
Еще одна проблема связана с изобилием программных комплексов сметных расчетов, около четырех десятков которых «блуждает» по стране. Достоверность содержимого этих комплексов вызывает серьезные сомнения. Здесь надо ввести контроль.
— Как же вы собираетесь контролировать этот уже сложившийся рынок программного обеспечения сметных расчетов?
— Законными рыночными методами. Мы создали программный комплекс «Госстрой-Смета», который приведет в чувство всех производителей продукции с контрафактным содержанием. Те, кто выпускает некачественный продукт, останутся без покупателей. Мы бесплатно оснастим комплексом «Госстрой-Смета» все государственные контрольно-финансовые и экспертные органы. И очень скоро некачественным программным комплексам будет поставлен надежный заслон. «Осиные гнезда» недовольных порядком уже строчат жалобы во все инстанции.
Кроме того, наш программный комплекс дает возможность не только считать сметы (которые являются лишь планом затрат) и делать из них выписки, но и позволяет подрядчику учитывать свои фактические затраты на строительство с реальными параметрами стоимости каждого материала, механизма, рабочего. Тем самым решаются и проблемы внутрихозяйственного учета подрядной организации.
— Будет ли в ближайшие годы принята новая сметно-нормативная база?
— Базовый уровень цен не должен отстоять от текущего уровня более, чем на 10 лет. Пока эти 10 лет не прошли. Что касается качественного обновления базы, то оно происходит постоянно, о чем я уже говорил.