Подборка о лицензировании

>


Отсрочка на лицензию
До 1 января 2009 года депутаты продлили срок лицензирования аудиторам и строителям
Юлия Васильева
"Российская Бизнес-газета" №659 от 24 июня 2008 г.

С 1 июля 2008 года, в соответствии с действующей редакцией закона о лицензировании, прекращается лицензирование деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений, а также аудиторской деятельности. Далее часть государственных функций регулирования в области аудиторской и строительной деятельности должны быть переданы саморегулируемым профессиональным аудиторским и строительным объединениям. Именно они каждый в своей сфере будут осуществлять контроль за надлежащим качеством оказываемых услуг.
Однако для перехода на негосударственное регулирование, во-первых, необходимо внести комплексные изменения в ряд законодательных актов, связанных с государственным регулированием строительной и аудиторской деятельности. Во-вторых, необходим практический опыт, накапливаемый в ходе проработки новых механизмов регулирования. В настоящее время ни одного из этих элементов нет. Вот для того, чтобы аудиторы и строители не попали в правовой вакуум, депутаты в срочном порядке переносят сроки отмены лицензирования. В первом чтении принят законопроект "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", который продлевает лицензирование строителей и аудиторов до 1 января 2009 года.
Как заявил председатель Комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский, с 1 января 2009 года лицензии не будут отменены разом, а начнется переходный период, когда старая система будет работать параллельно с новой еще в течение года. На этой неделе депутаты планируют принять законопроект сразу во втором и третьем чтении.
Перенос срока в сложившейся ситуации это, конечно, правильно, но случается это не в первый раз. Законодательная база по переходу от лицензирования к методам саморегулирования, по заявлениям депутатов, якобы находится в процессе завершения. Только этот процесс длится уже как минимум несколько лет. В частности, поправки в закон об аудиторской деятельности были внесены в Госдуму в 2005 году. Предусматривали они отмену лицензирования, вместо которого вводилось обязательное членство аудиторов в профессиональных объединениях. В результате чего с 1 января 2006 года ранее выданные лицензии на осуществление аудиторской деятельности должны были утратить силу, и аудиторы, индивидуальные аудиторы, аудиторские организации, не вступившие в саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения, входящие в единое общероссийское аудиторское объединение, не смогли бы осуществлять аудиторскую деятельность. На дворе уже 2008 год... а сроки по отмене лицензирования все переносятся.
Что же касается строителей, здесь необходимо внести комплексные изменения в Градостроительный кодекс и разработать механизм саморегулирования строительной деятельности, но и эти вопросы в Думе пробуксовывают. Правда, существует версия, что буксуют они потому, что строители изначально выступали против отмены лицензирования в их сфере, считая, что это приведет к авариям, мошенничеству и появлению на рынке нечестных игроков.
Настаивало на отмене правительство, аргументируя это тем, что помимо лицензирования в действующем законодательстве существуют еще семь видов контроля этой деятельности. А именно: необходимость проведения инженерных изысканий, экспертиза проектной документации, получение разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию и так далее.
Депутаты согласились и строителям лицензирование отменили. После чего Комитет Госдумы по собственности разработал поправки в Градостроительный кодекс РФ, которые направлены на обеспечение перехода строительного комплекса на саморегулирование. Соответствующий законопроект в первом чтении был принят только в марте этого года и вызвал массу споров и вопросов. Строители разделились на два лагеря: одни по-прежнему выступают против отмены. Другие считают, что государство должно уходить из этой сферы и отдавать контроль саморегулируемым организациям. Споры идут, сроки переносятся. Эксперты считают, что и до 1 января 2009 года никаких изменений в законодательстве не произойдет.
Из газеты
Саморегулируемые организации в строительстве будут решать вопрос, допускать ли ту или иную компанию на рынок, уже с 2009 года. Вчера после многолетних бурных дискуссий были наконец приняты соответствующие поправки в Градостроительный кодекс
Законопроект еще должен пройти утверждение сенаторами и главой государства, но у экспертов сомнений нет: трехлетняя эпопея с переводом строительного бизнеса на саморегулирование близка к завершению. Не случайно премьер Владимир Путин высказался на днях предельно конкретно, заявив, что правительство будет сокращать контрольные полномочия проверяющих органов, заменяя разрешительные процедуры при открытии и ведении бизнеса на уведомительные, резко сокращая лицензируемые виды деятельности. Одновременно на "арену" выйдут СРО - саморегулируемые организации, объединяющие компании по отраслевому принципу. И, кроме того, будет вводиться обязательное страхование ответственности при ведении того или иного бизнеса. Таким образом, профессиональные сообщества сами будут отвечать (в том числе и реальным рублем) за результаты работы входящих в них компаний. Все это в полной мере относится и к строительной отрасли.
Согласно поправкам в Градостроительный кодекс, которые, судя по всему, вступят в силу с 2009 года, допуск к проведению проектных, изыскательских, строительных, ремонтных работ компании будут получать от СРО. Таким образом, чтобы не лишиться возможности работать и зарабатывать, всем бизнесменам предстоит стать членами этих профессиональных объединений. Варианта два. Можно "постучаться" в двери к уже существующим СРО. Скорее всего, в качестве таковых уже в ближайшее время смогут зарегистрироваться минимум два крупнейших профессиональных объединения: Российский союз строителей (РСС) и Ассоциация строителей России (АСР). Впрочем, свои союзы, ассоциации и прочие объединения действуют сегодня почти в каждой республике, крае, области. Второй путь - "найти" коллег-сподвижников и создать свою собственную СРО. Общее количество подобных организаций на необъятных просторах родины закон не ограничивает, а вот членов в такой организации должно быть не менее 50 (инженерные изыскания и проектирования) и 100 (строительство). Как заявил президент АСР Николай Кошман, перед СРО поставлены две стратегические задачи: ревизия присутствующих на рынке строительных компаний (предстоит "отсеять" сомнительных бизнесменов) и, во-вторых, обеспечение всех видов ответственности, в том числе и имущественной, перед заказчиками.
-Государство не желало и, к сожалению, не желает брать ответственность на себя за компании, строившие жилищные пирамиды, - пояснил Николай Кошман. - Хотя формально контроль со стороны государства за их деятельностью подразумевался. СРО, как прописано в законе, в случае невыполнения обязательств своими членами должна будет погасить долги или компенсировать ущерб иного рода из специального резервного фонда. Понятно, что прежде, чем принять компанию в СРО, придется проверить и историю ее деятельности в течение последних лет, и фонды, которыми она располагает, и профессиональный состав и многое другое. Например, "фирмочки" с уставным капиталом в 10 тысяч рублей даже и рассматриваться не будут. Поскольку в случае чего ответить по своим обязательствам просто не смогут.
Именно поэтому после ожесточенных споров в законопроекте были оставлены довольно жесткие условия для членов СРО. Мало иметь серьезный уставный капитал, придется еще помимо членского взноса внести в резервный фонд "совместной ответственности" 150-300 тысяч рублей (в зависимости от вида деятельности).
Строительный рынок, таким образом, явно пойдет "на укрупнение". А это, по мнению некоторых экспертов, может отрицательно сказаться на конкурентности и увеличить цены на жилье. И сегодня "малышам" нелегко тягаться со строительными монстрами - они могут "зацепиться" за проекты, предлагая строить относительно недорого. Когда закон заработает, их положение серьезно осложнится.
Впрочем, и в РСС, и в АСР дружно возражают: даже если компания недостаточно мощная для вступления в СРО, ей вовсе не придется уходить с рынка. Она может слиться со "старшим братом" (более крупной компанией) либо выполнять для него подрядные работы.
Что касается стоимости метра, и тут представители объединений строителей настроены оптимистично: для российского жилищного рынка характерно, что продажная цена зависит не столько от себестоимости строительства, сколько от величины спроса. Поэтому дополнительное обременение по членству в СРО вряд ли заставит компании серьезно поднять цены.
По словам главы думского Комитета по строительству и земельным отношениям Мартина Шаккума, государство будет продолжать контролировать положение на строительном рынке, но уже опосредованно, через СРО. Впрочем, "резких" изменений не предполагается - вводится переходный период, согласно которому выдача лицензий в строительной сфере со следующего года будет прекращена, однако уже выданные лицензии будут действительны до 2010 года. Это позволит реально работающим на рынке компаниям, не прерывая своей деятельности, сориентироваться в новых условиях и определиться с членством в СРО.
Для справки:
Законом устанавливается требование по количеству членов: не менее 50 членов для СРО в области инженерных изысканий и в области проектирования, не менее 100 - для СРО в области строительства.
В том случае, если СРО основано на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и подготовку проектной документации, компенсационный фонд должен составлять не менее 500 тысяч рублей на одного члена. Если организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, то фонд должен составлять не менее 150 тысяч рублей на одного члена организации.
Если СРО основано на членстве лиц, осуществляющих строительство, компенсационный фонд должен составлять не менее 1 млн. рублей на одного члена. Если организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, то компенсационный фонд должен составлять не менее 300 тысяч рублей на одного члена организации.
Также закон устанавливает, что правительство России до 1 января 2009 г. должно внести в Думу законопроект, определяющий порядок и условия страхования гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства.
Законом урегулированы вопросы приема юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в члены СРО, прекращения членства, порядок выдачи организацией допуска к осуществлению видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. При этом в законе определены минимально необходимые для получения такого допуска требования к наличию у работников юридического лица или индивидуального предпринимателя соответствующего образования и стажа работы по специальности. Минимальные требования для выдачи допуска в отношении видов работ, влияющих на безопасность особо опасных, уникальных и технически сложных объектов капитального строительства, устанавливаются правительством РФ.
Уточнен перечень документов, принимаемых СРО. Определена структура и компетенция органов управления СРО. Установлен порядок ведения СРО реестра своих членов, а также порядок ведения государственного реестра СРО.
В целях обеспечения общественных интересов СРО, представительства и защиты их интересов в органах власти и местного самоуправления предусмотрена необходимость создания национальных объединений СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Такие национальные объединения должны быть созданы не позднее 1 июля 2010 г.
Закон вводит переходный период, согласно которому выдача лицензии прекращается с 1 января 2009 г, а действие лицензий - с 1 января 2010 г. До 1 января 2010 г. к осуществлению строительной деятельности допускается лицо, которое имеет лицензию или допуск СРО.
Законом вводится административная ответственность за невыполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство без допуска к соответствующим видам работ.
Кроме того, в целях устранения коллизий законодательства и обеспечения реализации закона на практике вносятся изменения в федеральный закон "О некоммерческих организациях", "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", "О лицензировании отдельных видов деятельности".


Ценообразование в строительстве. ФЦЦС Минстроя. Сметный норматив. Концепция 400 дней.

Array